пятница, 11 ноября 2016 г.

Лидеры школы

Лидеры школы

Очень часто представляется, что лидер — это общительный, яркий человек, поэтому на роль лидеров мы обычно ищем экстравертов. Хотя и мягкий, тихий педагог может быть «вожаком», если его мнение значимо, и он позволяет другим учителям раскрывать себя. В этой статье речь пойдет о том, как найти лидеров в школьном коллективе и какие качества нужно развивать, чтобы принести максимальную пользу. Но не только это: эта статья позволит понять, как каждому учителю в коллективе найти свой способ быть полезным. 
Лидерами рождаются или становятся? Как бы вы ни ответили, вы будете отчасти правы и отчасти нет. С одной стороны, есть определенные природные способности (например, склонность к риску, доминирование, решительность, аналитическое и синтетическое мышление), которые повышают вероятность того, что человек окажется лидером в группе. С другой стороны, лидерство всегда ситуационно: один учитель может казаться скромным и спокойным в одной ситуации, но быть признанным авторитетом в чем-то другом.
Как искать лидеров в коллективе?
«Один в поле не воин, а пахарь», — говорили наши предки. И, кажется, были правы. Хотя один человек и может задать импульс к изменениям в школе, едва ли даже самый талантливый директор может сам научить всех педагогов уму-разуму, сделать все уроки продуктивными и всех учеников успешными. А если нужно еще и школьный стадион строить, и туалеты чинить, и с пожарными и санстанцией заниматься, то миссия становится невыполнимой.

Нужны помощники, другие лидеры в коллективе, на которых можно опереться. Основных проблем с поиском лидеров, мне кажется, две:
  • часто первые лица в школе хотят быть первыми во всем и с тяжелым сердцем доверяют ответственность другим (властвует установка «хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам»);
  • в славянской и в целом постсоветсткой культуре лидерство не очень-то поощряется. И хотя с биологической точки зрения особенных различий в нациях нет, культурные установки скорее способствуют тому, чтобы потенциальные лидеры не спешили открывать козыри (властвует идея «инициатива наказуема»). Исследования культуры по методике Хофстеде показывают, что в российских школах преобладает высокое избегание неопределенности и существенная вертикальная иерархия, что мало способствует лидерству.
Но еще раз хочу подчеркнуть, что лидерство ситуативно. Если возникает какая-то ситуация (проект, воплощение идеи, инновация), в которой нужны лидеры, они, так или иначе, появляются. Часто яркие деятели вырастают из тех людей, от которых мы меньше всего этого ожидаем.
Существуют  четыре основных способа, как вычислить потенциальных модераторов, кураторов или лидеров преподавательских групп в коллективе.
  1. Интуитивный выбор
Этот способ используется руководителями чаще всего. В ходе ежедневной работы в школе несложно увидеть, кто склонен брать на себя ответственность, интересуется новыми методиками, хорошо взаимодействует с коллегами, воспринимается как квалифицированный педагог. Любое из этих качеств может стать основной для лидерства.
Основной минус интуиции в том, что у директора часто есть свое сложившееся представление о «способных» и «неспособных», и оно не всегда соответствует действительности. Но, к счастью, в большинстве случаев, способных оказывается больше, чем кажется.
  1. Социометрические методики
Их суть в том, что всем членам коллектива предлагается ответить на вопросы, например, к кому они обращаются за советом, с кем предпочитают решать профессиональные проблемы, с кем больше всего общаются.
Анализ социальных сетей позволяет выявлять профессиональных лидеров более объективно. Так учитывается не только мнение одного-двух человек, а рисуется целостная картинка всего коллектива.
  1. Психологические тесты
Они хороши в том случае, если в школе есть грамотный психолог, социальный педагог или другой специалист, который смог бы адекватно проанализировать ответы педагогов. Плюс тестов в том, что их можно провести довольно быстро и легко получить результаты.
Минус опросников в том, что люди часто «приписывают» себе качества, которыми не обладают, или наоборот — недооценивают свой потенциал. При заполнении анкет обычно есть искажения информации, но они часто позволяют выявить потенциальных, скрытых лидеров, т.е. тех, кто хотел бы большего.
  1. Игровые методики
Игры сложнее провести, но в игровой ситуации люди действуют более естественно, чем при заполнении анкет. Действия сложнее контролировать, чем ответы: игра динамична и спонтанна. Желательно, чтобы игру проводил психолог, коуч, педагог-организатор, т.е. человек, в меньшей степени задействованный в преподавании. Хорошо, когда кроме ведущего еще есть кто-то, кто наблюдал бы за поведением, реакциями коллектива, т.к. одному человеку сложно за всем уследить. Еще один совет: перед началом игры лучше не говорить, что она выявляет, чтобы участники не старались моделировать свое поведение. Например, в случае с предложенной игрой лучше было бы сказать, что она «для того, чтобы научить педагогов быстро договариваться внутри коллектива» или что-то похожее.
Вот один из примеров игры на выявление лидерства:
Педагоги разбиваются на несколько групп с равным количеством участников (желательно, чтобы это было случайное распределение: например, участники вытягивают бумажку с номером группы; оптимальный размер группы — 5-7 человек).
Группы придумывают себе названия (кстати, наблюдать уже можно с этого момента: кто предлагает идеи, как принимается решение, кто его оглашает). Ведущий объясняет, что все задания нужно выполнять максимально быстро и по команде: «Начали!».
Задание 1. Каждая команда должна хором сказать какое-то любое слово. Начали!
Задание 2.Необходимо, чтобы встало полкоманды (или половина +1). Ни о чем словами договариваться нельзя. Начали!
Задание 3.Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Начали!
Задание 4. Вы прилетели на Марс и вам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
После окончания игры можно подсчитать результаты и поздравить победившую команду. Важно дать каждому человеку возможность высказаться, что он понял в процессе игры.
Как интерпретировать результаты?

 В первом задании обратите внимание, чье слово приняла группа, кто давал отмашку начинать.
Во втором: кто первый встал, кто определял, кому еще нужно встать или сесть.
В третьем задании лидер, как ни странно, может занять роль «зайца», но все равно нужно обратить внимание, кто капитан и штурман, кто вообще распределял все роли.
Четвертое задание позволяет определить микрогруппы в коллективе: кто оказался в одной комнате? Может, эти люди могли бы оказаться и в педагогической диаде или триаде? 

Упражнение 1. Интуитивное вычисление лидеров, но чуть иначе
В строки таблицы впишите всех членов своего коллектива. Относительно каждого ответьте на предложенные вопросы. Подсчитайте количество утвердительных ответов для каждого участника.

Проявляет инициативу
Хороший учитель,  профессионалльно признан
Интересуется новыми методиками
К нему(ней) обращаются за советом
Хочет достичь успеха, признания
Умеет сглаживать конфликты
Обычно в хорошем настроении, позитивен
Доводит дела до конца, держит слово

Всего баллов:
Учитель 1









Учитель 2









….










Эту же таблицу в формате  doc (Word)  можно скачать в информационно-аналитической системе «Директория». 
Упражнение 2. Педсовет как игра
Каждая школьная ситуация может быть диагностична. Попробуйте посмотреть на традиционный педсовет как на такую ситуацию. Чтобы качества неформальных лидеров проявились в большей мере, обратите внимание на то совещание, на котором обсуждаются спорные или сложные вопросы.
Вот те вопросы, которые позволяют выявить лидеров:
  • кто чаще всего задает вопросы, не соглашается?
  • на кого чаще всего смотрят другие учителя при обсуждении сложных вопросов? Чьи реакции стараются подмечать?
  • с кем обсуждают сказанное после педсовета?
  • в чьем кабинете собираются другие учителя?
Задача обоих упражнений не в том, чтобы подтвердить ваши догадки о том, кто в школе очевидные лидеры — это несложно. Постарайтесь видеть свою цель в том, чтобы найти скрытых лидеров.

Не лидерами едиными…

«Лидеры, лидерство… Это все модные слова. Раньше не было так называемых лидеров; были ответственные, инициативные учителя — и ничего, справлялась школа…» – полагаю, кто-то может сопротивляться новым и несколько чуждым понятиямМожет быть, и не нужно из всех членов коллектива лепить лидеров?

Действительно, не могут в коллективе все быть ведущими, кто тогда будет ведомым?.. Но это не значит, что если какой-то человек не задействован в роли куратора, коуча, модератора, то для него нет места в школьной программе улучшений. Было бы не очень продуктивно делать в школе двоичную систему: лидер или нет, «умный» или нет, активный или пассивный — это может обесценить людей, которые не стремятся быть в центре внимания, но, тем не менее, могли бы принести огромную пользу.

Cindy Harrison and Joellen Killion[5]анализируют 10 возможных ролей для учителей, в которых каждый мог бы проявить себя. Ниже представлена адаптированная версия их работы.

Поставщик ресурсов
Этот человек собирает и систематизирует полезную информацию для других учителей. Например, находит книги, статьи, сайты, которые могут улучшить преподавание. Этот учитель может делать обзоры, систематизировать наработки и делиться этим с другими.
Эта роль хорошо подойдет тому, кто умеет работать с информацией, но не стремится быть постоянно на виду. Чтобы расширить сферу ответственности этого человека, в его обязанности можно включить выбор полезных книг, которые закупает школа.

Помощник
Это человек, который может помочь внедрить конкретную технологию через совместное планирование урока, проведение интегрированного урока, наблюдения, демонстрации своего урока.
Например, молодой педагог хорошо разбирается в использовании ИКТ на уроке. Совместно с другим учителем он может запланировать урок с использованием интерактивной доски, помочь найти нужные программы, при необходимости ассистировать на уроке, пока второй педагог не освоится, дать обратную связь и дополнительные рекомендации, как использовать схожие ресурсы.

Фасилитатор в обучении (куратор, коуч)
Фасилитатор — это английское слово, которое очень сложно переводится на русский язык и не особенно красиво, на мой взгляд, на нем звучит. По сути это человек, который ускоряет, усиливает, направляет в нужное русло процесс личных или групповых изменений. Куратор, коуч в сущности и есть фасилитаторы.
Этот человек помогает отдельным педагогам или группам продуктивно учиться у коллег, обсуждать свою практику, привносить в свою работу новое. На роль фасилитатора подходят люди, которые умеют легко сглаживать конфликты, мягко общаться с людьми, поддерживать других.

Наставник (куратор для молодых педагогов)
Это человек, который помогает адаптироваться новым учителям в школе. Необязательно у одного наставника должен быть один подопечный и необязательно, чтобы их предметы совпадали. Наставник помогает и неформальной интеграции новых специалистов: он может объяснить, что принято и не принято в школе, какие есть ценности, к кому, по какому вопросу можно обращаться.
Наставник также может выступать в роли куратора при обучении новых учителей основным навыкам: он ставит задачи и организует обсуждение. Пускает молодых учителей на свои уроки. 

Школьный лидер (лидер группы)
Это человек, у которого есть идеи и который может этими идеями увлечь за собой. Школьный лидер отвечает за внедрение новых педагогических технологий, за отслеживание прогресса, за регулярность встреч группы. Школьный лидер обеспечивает связь группы с управленческой командой и другими учителями в коллективе.

Специалист по данным
При внедрении изменений важная часть процесса — это отслеживание, что же действительно улучшилось. Это предполагает работы со школьными данными: личный прогресс учеников (как они писали проверочные работы, как сдали экзамены и пр.), траектории учителей (как обстояли дела до обучения, как изменились их практики после обсуждения уроков), общешкольная динамика.
Эта роль подходит человеку с системным мышлением, упорядоченному. Можно расширить сферу ответственности этого педагога и предложить ему также и анализировать данные, предлагать свои выводы, рекомендации. 

Катализатор изменений (критик)
Полагаю, в любом коллективе есть люди, которые постоянно всем не довольны, видят изъяны во всех идеях, настроены чаще всего пессимистично. Но не спешите называть их врагами изменений, они играют важную роль в коллективе — предостерегают от ошибок, находят уязвимые места, становятся катализаторами изменений (вы уверены, что результаты ЕГЭ отражают достижения учителей? Почему вы считаете, что отношение к ученикам должно быть одинаковым?).

Педагоги, наделенные критическим мышлением, могут побудить коллектив искать новые пути решения задач. Но есть, все же, несколько правил и ограничений. При обсуждении другие члены группы должны знать, что критическая позиция — это скорее роль этого человека, что не нужно реагировать на замечания слишком лично, но необходимо искать ответы на вызовы такого учителя-критика. Но и «катализатору изменений» важно учитывать, что критика должна быть не в стиле «это все ерунда, изменения не стоит и начинать», скорее позиция будет звучать так: «Любой процесс может быть лучше». Немаловажно для этого человека и поддерживать тех учителей, которые решаются на изменения. Еще одно хорошее правило: критикуя, предлагай.

Обучающийся (исследователь)
Это человек, которому нравится постоянно расширять свой педагогический репертуар. Эту роль может занять человек, который постоянно пробует новые практики, виды деятельности. Но его задача не только постоянно попробовать, но и постоянно рассказать другим, как в его деятельности это сработало.
Часто такая роль подходит учителям, которые всецело концентрируются на учениках и не очень склонны к взаимным методам работы. При этом важно, чтобы опыт учителя-исследователя не был закрытым для коллег. Такой педагог мог бы регулярно делиться с другими результатами своих действий. Кстати, для этого человека подошел бы метод исследования в действии.

Специалист по учебному плану (методист)
Эту роль можно сравнить с тем, чем в идеале должны заниматься руководители методических объединений. Такой специалист работает в рамках конкретной предметной области. Его основная обязанность – продумать, как требования стандартов могут быть применены к учебным планам. Важная часть работы такого человека — продумать, как оценивать эффективность внедрения конкретных программ: какие это будут тесты, контрольно-измерительные материалы, наблюдения?
Но цель не только в том, чтобы самому все придумать и спустить верные решения сверху вниз. Методист приходит к согласованному решению с другими педагогами и помогает им в планировании конкретных уроков.

Специалист по методикам преподавания
Это более узкая обязанность по сравнению с предыдущей. Этот человек ориентируется на составленный рабочий план и ищет, как можно провести более интересно и продуктивно запланированные уроки.
Специалист по методикам преподавания во многом похож на поставщика ресурсов и обучающегося. Он ищет проверенные стратегии преподавания и помогает коллегам их внедрять.
 Еще раз отмечу, что эти роли создавались в другом культурном контексте. Возможно, не все будут применимы в вашей школе. Скорее всего, чего-то будет не хватать. Но, как мне кажется, важны не названия ролей, не их количество, не описание обязанностей. Важно то, чтобы каждый человек в школе помогал ей развиваться в педагогическом плане.  

Упражнение 3. Адаптация ролей
Какие из перечисленных ролей нужны для вашей школы и какие нет? Составьте свой список. Для удобства пройдитесь по всему списку от начала до конца, можно использовать такие формулы:
Эта роль подходит для нашей школы, потому что …
Эта роль не подходит для нашей школы, потому что …
В нашей школе еще нужна такая роль — …, потому что …

Упражнение 4. Должностные инструкции для лидеров
Если вы составили окончательный список школьных лидерских ролей, пора приступить к описанию обязанностей каждого специалиста. Это нужно для того, чтобы все в школе ясно понимали, чего от них ждут.
Для каждой роли опишите основную цель и список обязанностей. Опционально можно добавить четвертую колонку с примерами реализации или с конкретными показателями.
Лидерская роль
Основная цель
Список задач
Поставщик ресурсов
Расширять педагогический репертуар за счет поиска новых технологий
Искать статьи, книги и сайты, в которых описываются техники преподавания;
распечатывать или закупать за средства школы наиболее полезные материалы;
обобщать и систематизировать методическую копилку.
Обучающийся
Постоянно улучшать свою практику преподавания и делиться опытом с коллегами
Раз в две недели рассказывать на педсовете об интересных находках



Упражнение 5.  Ярмарка ролей
Сделайте таблицу, в которой в столбцах будет список ролей, которые вы видите в школе, а в строках — список учителей. Предложите учителям познакомиться со списком возможных ролей и их описанием  и определить для себя: предпочтительную, возможную и нежелательную роли. Оставьте возможность для учителей вписать другую роль и ее функции: быть может, вы что-то упустили из виду. 

И еще такой вопрос для размышления: если бы вы внедрили такой «ролевой подход» к школьным обязанностям, как бы это повлияло на систему стимулирующих выплат?


Комментариев нет:

Отправить комментарий